Положение о дополнительной интенсивной общеобразовательной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности «Сценическая речь» (28 ч), регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения интенсивной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сценическая речь» (далее – Программа) регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Челябинской области (далее – Центр), методическое и финансовое обеспечение Программы.
1.2. Программа проводится Центром с 16 ноября 2020 г. по 29 ноября 2020 года ежедневно с 9-00 до 11-00 на базе ГБОУ «ЧОМЛИ» (г. Челябинск, ул. Ворошилова, д.2) в онлайн режиме.
1.3. Участвовать в Программе могут только граждане Российской Федерации, являющиеся обучающимися 5-11 классов общеобразовательных организаций Челябинской области.
1.4. Общее количество участников Программы до 30 человек.
1.5. Персональный состав участников Программы утверждает руководитель Центра на основании рейтингового протокола.
1.6. Научно-методическое и кадровое сопровождение Программы осуществляет Центр.
1.7. В связи с целостностью и содержательной логикой Программы не допускается участие в отдельных мероприятиях или части Программы. В случае отказа от прохождения программы без уважительной причины учащийся не сможет принять участия в других образовательных программах Центра в течение календарного года.
1.8. В случае нарушения правил пребывания на Программе в Центре, требований настоящего Положения участник может быть отчислен с Программы.
2. Цели и задачи Программы
Цели программы – развитие и усовершенствование природных речевых и голосовых возможностей учащихся, формирование обучающихся любви к родному языку, культуры речи, произношению и тем самым воспитание творческого, свободного человека, способного жить в гармонии с самим собой, природой и окружающими людьми.
Задачи
Образовательные:
— обеспечить освоение базового программного материала и степень овладения «техникой речи» в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями каждого ребенка;
— обучить элементарным навыкам владения дыханием и голосом, в дальнейшем всем речевым аппаратом и умению его рационально использовать;
— помочь исправить недостатки дыхания, артикуляции и дикции учащегося;
— раскрыть сущность работы над словом: научить логически последовательно и психологически обоснованно представить содержание авторского текста.
Развивающие:
— развить у учащихся речевой слух, внимание и память;
— развить речевые и творческие способности;
— развить у учащихся художественный вкус и эстетическое чувство прекрасного;
Воспитательные:
— стимулировать интерес учащихся к красоте звучащего русского слова;
— воспитать этические нормы поведения, способность работать в коллективе и подчиняться общим правилам;
— помочь в овладении литературным произношением, согласно современным нормам русского языка;
— воспитать умение критически оценить как свою работу, так и работу своих товарищей;
3 Аннотация Программы
Настоящая программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать. Правильная, ясная речь характеризует правильное мышление. «Речь – это человек. Нет речи – нет человека», — писал известный деятель русского театра кн. Сергей Волконский.
Единство речи, игры и движения – универсальное средство эмоционального и физического развития, нравственного и художественного воспитания детей, формирующее внутренний мир человека. Данная программа не ставит перед собой задачи воспитания профессионалов (артистов, чтецов, дикторов), а решает проблемы гармонического всестороннего развития личности и прививает устойчивую любовь к родной речи.
Программа основана на достижениях в изучении психологии ребенка и особенностей голосообразования в детском возрасте. Ее новизна и оригинальность заключается в том, что она основана на особенностях развития детского голоса и различиях детской и подростковой психологии.
Педагогическая целесообразность: сценическая речь не только может служить своего рода эталоном правильной речи, но она одновременно упражняет и развивает слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой. Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной гимнастикой, ребёнок одновременно укрепляет свое здоровье; тренирует артикуляционный аппарат. Последнее обстоятельство исключительно важно, потому что без навыков активной работы артикуляционного аппарата, заложенных в детстве, речь взрослого человека часто становится нечёткой, неразборчивой, не доносит до слушающего главный компонент речи – её содержание. Все это может негативно отражаться на его профессиональной деятельности, особенно когда она связана с постоянным контактом с другими людьми.
4 Финансирование образовательной программы
Финансирование реализации образовательной программы осуществляется за счет средств Центра. Участие в программе бесплатное.